Инициативная группа проведения референдума

Инициативная группа проведения референдума
- группа граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме, зарегистрированная в установленном законом порядке в соответствующей комиссии референдума и организующая сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.

Порядок образования и регистрации инициативных групп, порядок их участия в подготовке и проведении референдума устанавливаются соответственно: при проведении референдума Российской Федерации - Федеральным конституционным законом от 10 октября 1995 г. "О референдуме Российской Федерации"; при проведении референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума - законами субъектов Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Инициативная группа по проведению референдума может быть образована непосредственно гражданами, а также общественным объединением, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения, и устав которого предусматривает участие в выборах. При этом инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации может образовываться только общероссийским общественным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах в федеральные органы государственной власти и зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой.

Требование к количественному составу инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации устанавливается названным Федеральным конституционным законом. В соответствии с ним инициативная группа может создаваться в количестве не менее 100 человек. Инициативная группа по проведению референдума субъекта Российской Федерации образуется в количестве не менее 20 человек, а по проведению местного референдума - не менее 10 человек.

Инициативная группа по проведению референдума обращается с ходатайством о регистрации группы в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума. Соответственно: по проведению референдума субъекта Российской Федерации - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации; по проведению местного референдума - в территориальную избирательную комиссию (комиссию муниципального образования). В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования отсутствует, функции комиссии местного референдума до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации. Инициативная группа по проведению референдума Российской Федерации обращается в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации также должны указываться субъекты Российской Федерации, на территориях которых предполагается сбор подписей.

К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению референдума для вынесения на голосование, не отвечает указанным в законе требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы. См. Вопросы референдума.

Соответствующая комиссия обязана рассмотреть ходатайство инициативной группы по проведению референдума в течение 15 дней со дня поступления и принять одно из следующих решений. В случае соответствия ходатайства требованиям законодательных актов, регламентирующих порядок проведения референдума, - о направлении их в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. В противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума, обязан проверить соответствие предлагаемого вопроса для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Порядок и сроки такой проверки устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. При этом федеральный закон ограничивает максимальный срок проверки двадцатью днями со дня поступления ходатайства инициативной группы.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный принять решение о назначении референдума субъекта Российской Федерации, не позднее чем через 5 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации обязан уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Орган, уполномоченный принять решение о назначении референдума, производит регистрацию инициативной группы по проведению референдума и сообщает об этом в средства массовой информации в случае признания выносимого на референдум вопроса, отвечающим требованиям закона. При этом данный орган выдает инициативной группе регистрационное свидетельство. Форма регистрационного свидетельства утверждается избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской Федерации принимается в пятнадцатидневный срок по истечении 45 дней со дня поступления ходатайства. В случае если выносимый на референдум вопрос будет признан не отвечающим требованиям закона, инициативной группе по проведению референдума отказывается в регистрации и выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа.

Основаниями отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы.

Регистрационное свидетельство действительно в течение срока, установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по проведению референдума Российской Федерации, действительно в течение трех месяцев.

Установленный федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 30 дней на референдуме субъекта Российской Федерации, не менее 20 дней на местном референдуме.

Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа. Подписи граждан в поддержку инициативы проведения референдума собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке и количестве, определяемых федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

В поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации должно быть собрано подписей не менее двух миллионов граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них.

Максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума не может превышать соответственно: для референдума субъекта Российской Федерации - 2 процента, местного референдума - 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме.

Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предлагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в отдельных частях территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования не допускается.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума подсчитывает общее количество собранных подписей избирателей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию (комиссию референдума), выдавшую регистрационное свидетельство.

Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований законодательства при сборе подписей в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и принимает по результатам проверки постановление. Если будут обнаружены нарушения указанных требований, избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. В течение двух лет со дня принятия этого решения члены данной инициативной группы не могут выступать повторно с инициативой проведения референдума.

В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума установленным законодательством требованиям избирательная комиссия (комиссия референдума) в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в орган местного самоуправления, уполномоченные принять решение о назначении референдума. Копия постановления избирательной комиссии (комиссии референдума) направляется также инициативной группе.

Кроме определения порядка создания и регистрации инициативных групп по проведению референдума, регламентации порядка сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержит специальные нормы об участии инициативных групп в подготовке и проведении референдума.

Например, в соответствии со ст. 24 названного закона уполномоченные представители и доверенные лица инициативных групп по проведению референдума не могут быть членами комиссий референдума с правом решающего голоса. После принятия решения о проведении референдума уполномоченным на то органом инициативная группа по проведению референдума вправе назначить в соответствующую и нижестоящие комиссии референдума по одному члену комиссии референдума с правом совещательного голоса.

Положениями ст. 26 уполномоченным представителям и членам инициативной группы по проведению референдума предоставляется право присутствовать на всех заседаниях соответствующих комиссий референдума, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссией референдума работы со списками участников референдума, бюллетенями для голосования на референдуме, открепительными удостоверениями для голосования на референдуме, протоколами об итогах голосования. Для присутствия на заседаниях и при осуществлении работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, данным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая комиссия референдума обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа этих лиц на заседания и при осуществлении работы с указанными документами. Инициативная группа по проведению референдума также вправе направлять наблюдателей, которые вправе присутствовать в комиссиях референдума при установлении ими итогов голосования, составлении протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов участников референдума.

Положениями главы VII Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регламентирован порядок проведения агитации при проведении референдума, включая порядок участия в такой агитации инициативных групп по проведению референдума.


Российское избирательное право: словарь-справочник. 2013.

Смотреть что такое "Инициативная группа проведения референдума" в других словарях:

  • ИНИЦИАТИВНАЯ ГРУППА ПО ПРОВЕДЕНИЮ РЕФЕРЕНДУМА — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума …   Юридическая энциклопедия

  • Инициативная группа по проведению референдума — 6) инициативная группа по проведению референдума группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях реализации инициативы проведения референдума;... Источник:… …   Официальная терминология

  • ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренное законом право определенных субъектов инициировать вопрос о проведении референдума РФ. С И.п.р. РФ может выступить не менее чем 2 млн. граждан РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ проживает не более 10% из них.… …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • ИНИЦИАТИВНАЯ АГИТАЦИОННАЯ ГРУППА — группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации», в целях проведения агитации по вопросам референдума …   Юридическая энциклопедия

  • Инициативная агитационная группа — 5) инициативная агитационная группа группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, которые установлены настоящим Федеральным конституционным законом, в целях проведения агитации по вопросам референдума;... Источник: Федеральный… …   Официальная терминология

  • Подписной лист — документ, составляемый в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов с целью их последующей регистрации либо с целью поддержки инициативы проведения референдума. Поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов либо инициативы проведения… …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Проект нормативного правового акта, вынесенного на референдум — документ, содержащий текст нормативного правового акта, вынесенного на референдум. В соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в… …   Российское избирательное право: словарь-справочник

  • Референдум — (Referendum) Референдум это всеобщее народное голосование по какому либо важному государственному вопросу Форма референдума, виды референдумов, процедура референдума, референдум в России, результаты референдума, местный референдум, референдум в… …   Энциклопедия инвестора

  • Президентские выборы в Казахстане (2011) — ← 2005   2016 → Выборы президента Казахстана 3 апреля 2011 года Явка …   Википедия

  • Президентские выборы в Белоруссии (2006) — ← 2001   2010 → Президентские выборы в Белоруссии 19 марта 2006 года …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»